phone +7 (499) 787-77-77 mail lorem_ipsum@bayer.org
menu

                                                                                                                                 Ткацкий словарь

К нам на e-mail  сайта постоянно приходят просьбы пояснить, что означает ремизка или бёрдо…

Предлагаем вашему вниманию Ткацкий словарь:

 

Уток

Уток, поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними. Нить Утка (уточина) прокладывается между нитями основы при зевообразовании и затем прибивается (продвигается) к опушке ткани. Уток испытывает в процессе ткачества меньшие нагрузки, чем основа, поэтому для его изготовления часто используется менее качественное сырьё. Утком  называются также поперечные нити в гардинно-тюлевых и трикотажных изделиях.

 

Основа (в ткачестве)

Основа в ткачестве, нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей — основа и утка, расположенных перпендикулярно. Нити основы  в процессе ткачества подвергаются значит. большим деформациям растяжения и изгиба, а также истирающим воздействиям рабочих органов станка, чем нити утка. Поэтому для основы употребляется пряжа более прочная, с большей круткой, выработанная из волокна более высокого качества. Основа, как правило, перед ткачеством подвергается ещё дополнительной обработке клеевыми растворами — шлихтой.

 

Паковка

Паковка (от нем. packen — укладывать) в текстильной промышленности, определённое количество текстильного материала (продукта или полуфабриката), получаемое по этапам технологического процесса. На рис. показаны основные виды П.

 

Бобина

Бобина (от франц. bobine — катушка)

1) в текстильной промышленности вид паковки намотанной нити; в отличие от катушки, не имеет фланцев.

2) В системах батарейного зажигания двигателей внутреннего сгорания — одно из названий индукционной катушки.

3) В вычислительной технике, устройствах звукозаписи — катушка для намотки магнитной ленты.

4) В киносъёмочных аппаратах и кинопроекторах — катушка для намотки киноленты.

 

Бесчелночный станок

Бесчелночный станок - это ткацкий станок, в котором уточные (поперечные) нити вводятся в зев, образованный основными (продольными) нитями… Но не челноком с уточной паковкой, а рапирами, иглами, сжатым воздухом, капельной струей воды и др. с неподвижной бобины, расположенной вне зева.

 

Бердо (бёрдо, бёрдышко)

Бердо (бёрдо, бёрдышко), один из основных рабочих органов ткацкого станка, выполняемый в виде гребня. Бердо применялось для выработки тканей на самых первых этапах человеческой культуры. В домашнем и кустарном ткачестве до конца 19 в. Бердо (бёрдо, бёрдышко) делались с деревянными зубьями или из расщепленного камыша, с узкими металлическими пластинками, закрепленными обоими концами в деревянных или металлических планках. В современном ткацком станке продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями бердо (бёрдо, бёрдышко). Таким образом, достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани. В процессе ткачества, перемещая бердо (бёрдо, бёрдышко) вдоль нитей основы, прибивают проложенную нить утка к краю (опушке) ткани. От частоты расположения зубьев в бердо (бёрдо, бёрдышко) (от 2,5 до 40 зубьев на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани.

 

Бёрдо в современном ткацком стане (по Н.И.Лебедевой)

Состоит из тростей, соединённых вверху и внизу тоненькими (около 2 см.) пластинками. В зависимости от ширины изготовляемой ткани, бёрда делаются на различное количество пасм: 8, 9, 10, 11, 12 и даже 20. Бёрдо вкладывается в набилки.

 

Бёрдо (деталь ткацкого стана)

Бердо состояло из зубьев (тростей), помещенных между тонкими планками. Между зубьями пропускались нити основы. Бердо служило для прибивания утка.

Навешивалось с помощью веревочек или деревянных блочков на вершницы (верхние перекладины на стане).

 

Ремизка

Ремизка (от франц. remise — возврат на прежнее место), рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.

 

Навой

Навой, катушка, на которую навиваются нити основы для выработки ткани на ткацком станке. Размеры навоя: диаметр ствола 100—180 мм, диаметр фланцев 400—765 мм, расстояние между фланцами соответствует ширине ткацкого станка. Основа на навое навивается на шлихтовальных машинах или перегонных машинах. В процессе ткачества основа сматывается с навоя с определённым натяжением.

 

Батан

Батан (франц. battant), один из основных механизмов ткацкого станка, служащий для направления челнока, вводящего уток в основу ткани, и для прибоя уточины к опушке.

 

Набилки

Набилки — рама из двух горизонтальных планшеток с продольными желобками для вкладывания берда; верхняя планшетка поднимается и опускается по боковым планшеткам, вставленным в нижнюю планшетку.

Набилки (батан) — деревянные пластины, расположенные одна над другой с пазами, в которые укладывались бердо. Набилки подвешивались с помощью палок к вершнику.

 

Грудница (в текстильном производстве)

Грудница в текстильном производстве, передняя поперечная связь остова ткацкого станка, служащая направляющей для полотна ткани, которое из горизонтального положения переходит в вертикальное.

 

Вершницы

Вершницы — верхние перекладины на стане, а которые навешивались с помощью верёвочек или деревянных блочков ниты (ниченки, ремизы) и бёрдо. К вершницам подшивались с помощью палок набилки.

 

Челнок (ткацкий)

Челнок ткацкий – это рабочий орган ткацкого станка, прокладывающий уточную нить между нитями основы при выработке ткани. Представляет собой тело обтекаемой формы с полостью для размещения шпули с уточной нитью (рис.). Для изготовления челнока применяются твёрдые породы дерева (граб, самшит, акация), прессованная древесина, пластмассы. Для увеличения прочности и гладкости наружные стенки челнока обкладываются фиброй толщиной 2 мм. На концах челнок закрепляются стальные мыски. Конструкция челнока зависит от конструкции и назначения ткацкого станка, линейной плотности уточной нити и величины уточной паковки.

 

Переплетение нитей

Переплетение нитей, порядок взаимного расположения нитей в тканях, трикотаже, гардинно-тюлевых изделиях, определяющий их структуру, внешний вид и свойства.

В тканях переплетение нитей характеризуется обязательным наличием перпендикулярных друг другу систем нитей — основы и утка (в ажурных переплетениях имеется дополнительная система основных нитей, называемых перевивочными). Выбор переплетения нитей определяется назначением ткани, а также видом пряжи, из которой она изготовляется. Для графического изображения переплетения нитей  ткани на бумаге существуют условные способы: рисунок переплетения нитей  изображают системой клеток (чёрными — основные перекрытия, белыми — уточные). Каждый вертикальный ряд клеток — нить основы, горизонтальный — нить утка. Любое переплетение нитей  строится из определённого числа нитей основы и утка. Наименьшее число нитей, после которого повторяется порядок их взаимного перекрытия, называется раппортом. Порядок взаимного расположения перекрытий основы и утка для каждого ряда может быть выражен дробью, числитель которой показывает число подряд расположенных основных перекрытий, а знаменатель — уточных; ряды могут отличаться друг от друга. Они могут быть сдвинуты друг относительно друга, образуя определённый угол сдвига, количественное выражение которого входит в характеристику переплетения нитей Сложные переплетения нитей характеризуются расположением нитей основы и утка не только в одном слое, но и в нескольких слоях. Количество видов переплетенных нитей очень велико. В зависимости от сложности переплетение нитей  подразделяются на простые или главные (полотняное, саржевое, атласное), мелкоузорчатые, сложные, крупноузорчатые.

Наиболее распространены простые переплетения нитей. Число возможных переплетенных нитей  теоретически беспредельно, а практически ограничивается технологическими возможностями, эстетическими соображениями и целесообразностью. Переплетение нитей  воспроизводятся с помощью зевообразовательного механизма ткацкого станка:

* более простые — при помощи эксцентриковых зевообразовательных механизмов,

* более сложные — кареток или Жаккарда машин.

Переплетение нитей в трикотаже характеризуются формой петель и их взаимным расположением. Они делятся на поперечновязаные (кулирные) и основовязаные. В первых горизонтальные ряды петель образованы одной нитью, во - вторых — большим числом нитей основы. В зависимости от структуры в трикотаже различают группы П. н.: главные, производные, комбинированные и сложные.

 

Блоки

Круглые деревянные без шкивов с 3–4 сквозными отверстиями и желобком по окружности.

 

Блочки (блоки, кружки, векошки, векушки, котелки)

Блочки (блоки) (кружки, векошки, векушки, котелки) — (деревянные детали ткацкого стана) «деревянные ролики для поддерживания на весу и урегулирования движения нитов во время работы». С помощью блочков на вершницы навешивались ниты и бёрдо.

 

Блок деревянный, резной. Деталь ткацкого стана.

Из цельного профилированного бруска, с одного конца короче, цилиндрической формы, с продольным утолщением по бруску и поперечным по «цилиндру» пазом, в который на деревянную ось вставлен заподлицо вращающееся колесико с небольшим желобком по окружности. На другом конце имеется круглое отверстие. Орнамент на стойке (?) — елочка, на торцах стойки изображение креста, на наружных боковых поверхностях (срезах «цилиндра») м[нрзб.] розетки, образуемые двумя концентр. кругами со многими лучами и зарубками кубиками по наружному краю. 13×4,5×3,3 см.

 

Векошки (Петрозаводский уезд)

Ве́кошки (Петрозаводский уезд) - «блоки, при посредстве которых действует ниченка на ткацком станке».

 

Веретено

Орудие приготовления нитей, одно из основных орудий, применяемых при прядении. (Известны до н.э. — рисунки, высеченные на камне).

Общераспространённый тип восточнославянского веретена представляет гладкую конусообразную палочку длиной до 40 см. с бородкою или пяткою на утолщённом конце. Основным дополнением к веретену было прялице, которое одевалось на веретено для усиления вращения при прядении. Известны веретена и в виде заострённой с обоих концов палочки, иногда с выемкой посредине (Нижегородская, Тамбовская и др. губ.) Веретено без бородки считается более древним.

 

Вороб

Особый снаряд, при помощи которого производилась подготовка основы для ткацкого станка.

Моты натягивали на вороб, а с вороба перематывали на тюрики, или вьюшки. Вороб представляет собой 2 накрест положенные деревянные планки (100–110 см длиной), вращающиеся в горизонтальной плоскости вокруг неподвижной вертикальной оси. Осью вращения был металлический или деревянный стержень, вбитый в деревянную подставку. Подставка — из не толстого дерева, укрепляемого в крестовину или доску на планках. Воробы имели отверстия, в которые втыкали 4 пустых веретена, удерживающих мот.

Вороб

Орудие для разматывания ниток.

Состоит из 2-х, накрест положенных планок, с 4-мя сквозными отверстиями (для веретен) на концах вращающихся в горизонтальной плоскости вокруг неподвижной вертикальной оси — металлического шпиля, вбитого в стойку из разветвленного на 4 части отрезка дерева.

КГМ-15768 Акт №95 от 12.09.79 передала П.И.Баженова, 1920 г.р., карелка, жительница д. Ригасельга Кондопожского р-на в июне 1979 г. (через Н.Г.Керт). По словам сдатчицы, изготовлен её мужем А.В.Баженовым (ум. в 1946 г.).

Вороб

Во́роб - приспособление, использовавшееся в домашнем ткачестве для перематывания нитей с мотка на вьюхи. Вороб представлял собой деревянную стойку с острием на верхнем конце. На острие надевали две перекрещивающиеся планки с колышками на концах. Моток ниток расправляли на колышках и закрепляли нить одним концом за вьюху. Вьюха при вращении приводила в движение вороб и нить с вороба перематывалась на вьюху. Перемотка нитей с вороба на вьюхи – часть процесса снования, т. е. создания основы для будущей ткани.

Часто на воробах сушили нити. По мере подсыхания нити, ее расправляли и вытягивали, переставляя колышки в новые отверстия.

 

Воробы

Во́робы (кресты - у южно-великорусов, мотовила - Вологодская область): особые орудия для разматывания ниток.

Состоит из деревянной стойки ("ноги") - нередко отрезок ствола дерева с 2-3 корнями, на котором укреплен коротки шпиль (обычно железный гвоздь без головки). На шпиль надеты 2 планшетки, пересекающиеся под прямым углом и скрепленные друг с другом неподвижно - кресты, также перья (в разных селениях Новгородской области). В концы планшеток вставляются палочки, также поточки (в селах Новгородской области) или веретена. На веретена (поточки) надевается моток. При разматывании перья получают вращательное движение и моток разматывается.

 

Вьюха

Вьюха - приспособление, использовавшееся в домашнем ткачестве для сматывания нити с вороба и снования. Представляла собой лубяной или деревянный полый цилиндр на подставке.

При сматывании нитей с вороба на вьюху, вращение вьюхи приводило вороб в движение. При этом нить перематывалась с вороба на вьюху.

При сновании вьюха поворачивалась от движения нити, вызванного движением вращающегося сновального круга.

Для заправки утка берестяную цевку (берестяную трубочку) одевали на спицу скально. Нить с вьюхи направляли на вращающуюся цевку.


Дополнительные сведения:

Луб – внутренний волокнистый слой коры лиственных деревьев – липы, вяза, осины.

 

Вьюха для витья верёвок (станок для витья верёвок)

Гонок

Гонок - часть механизма для прокадывания челнока с утком в ручном и механическом ткачестве. В ручном станке гонок состоит из маленькой дощечки с продетым в нее кусочком кожи, - последний и действует на челнок.

 

Цевка

Небольшая сквозная трубочка из тонкого стебля калины, бузины, а иногда из тростника, на которую сучили (наматывали) пряжу для утка.

 

Челнок для ткацкого стана

Челнок для ткацкого стана — «деревянный брусок (обычно из кленового дерева), заостренный с концов, чтобы он мог свободно проходить между нитями основы, продевая нить утка. Уточная пряжа, намотанная на цевку, или шпульку, вставлялась при помощи специального деревянного стержня, называвшегося сватом, в специально выдолбленное отверстие в середине челнока».

 

Швейка

Швейка служила для придерживания тканей при шитье. Швейка «состоит из невысокого столбика высотой около 0,5 метра, вставленного в конец донца („гузна")». Швейка являлась обычной домашней принадлежностью и потому отделывалась с меньшей заботливостью, чем прялка, но все же столбик обычно делался точеным, с профилировкой, перехватами, выступами и пестро раскрашивался цветными полосами.

 

Лосты ("доски")

Ло́сты — Деталь ткацкого стана.

2 дощечки, которые пропускались в основу, разделяя ее и образуя зев.

 

Мотовило

Мотовило — приспособление для сматывания нити с веретена в мотки и первоначального подсчета количества нити для получения ткани нужной длины и ширины.

Представляло собой деревянный стержень, на одном конце которого была развилка, а на другом — перпендикулярно прибитая планка. При сматывании нити с веретена конец нити привязывали к рогульке мотовила, а веретено либо пускали в свободное вращение (в корзине или на полу), либо упирали острым концом в прялку, а тупым — в живот. Затем начинали вращать мотовило, перематывая нить с веретена в мотки.

Мотки требовались для хранения пряжи, ее отбеливания, окраски. Мотовило рассчитано таким образом, что полный круг нити вокруг мотовила равен одной стене (приблизительно5–6 м), а число кругов — определенной ширине ткани. Единицей счета нити были чисменки и пасмы. Чисменка обычно состояла из трех кругов, а пасма включала в себя десять чисменок, т. е. равнялась тридцати кругам. Для счета чисменок и пасм, а также для того, чтобы нитки не спутались при отбеливании и окрашивании нити перевязывали. Для этого на оси мотовила делали зарубку, к которой привязывали шнурок — «пасменник», которым и перевязывали чисменки и пасмы.

 

Дополнительные сведения:

Одной из мер холста в русской деревне была «стена». В Олонецкой губернии длина стены колебалась от 4,8 до 5,5 метров.

Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».

Снование — процесс подготовки основы будущей ткани.

 

Мотовуз

«Мотовуз» — тесьма, придерживающая кудель на обороте лопаски.

 

Мотоуз

Мотоуз (онеж.) — тесьма или шнурок, которыми привязывают верёвку к прялке.

 

Ниты (ниченки, релизы)

Вязались из очень крепких ниток, закрепленных петлями между двух, одна над другой положенных, палочек в ширину берда.

 

Основа

Долевые нити, которые натягивались на ткацкий стан при подготовке к тканью. Длина основы определяла длину будущей ткани (холста, новины).

 

Плетение и вязание: Из структуры каталога МАЭ

Орудия и приспособления для плетения поясов, кружев, чулок и др. (дощечки, крючки, коклюшки, доски варежные, чулочные и др.).

Пояса плетёные.

Кружево и кружевные прошивки.

Из золотых и серебряных нитей.

Из шелковых нитей.

Из льняных и хлопчато - бумажных нитей.

 

Щеть

Щеть – орудие, использовавшееся для чесания льна.

После трепания лен чесали. В разных местностях России чесание льна производилось с различной тщательностью и разными орудиями. Обычно довольствовались одноразовым прочесыванием льна. В Олонецкой же губернии лен чесали 2—3 раза, а в Пудожском уезде встречалось и четырехкратное прочесывание. В средней части России и в ряде северных губерний лен чесали на деревянном гребне при помощи маленькой гребенки, а затем прочесывали волокно щеткой из грубой щетины. В Олонецкой губернии было принято чесать лен только щетью. В левую руку брали горсть волокон, в правую – щеть из свиной щетины, которой аккуратно расчесывали волокна (примерно также, как гребнем расчесывали девичью косу).

Дополнительные сведения:

В Олонецкой губернии щети или делали сами, либо покупали у торговцев. Как правило, изготовлением щетей для собственного хозяйства занимались дети и старые женщины. Щетину связывали в пучок, в середину которого вставляли деревянный стержень. Стержень с концами щетины обматывали ветошью или волокнами льна и обмазывали еловой смолой. После просушки свободный конец щетины расправляли зонтиком и между щетинками тоже наливали смолу. Иногда, чтобы зафиксировать зонтичную форму, к месту привязки щетины прикреплялась специально выкроенная воронка из кожи, позднее – из картона, скрывающая щетину наполовину. Ручки щетей ремесленного производства изготавливались на токарных станках, покрывались лаком. Такие щети покупали на ярмарках или у разносчиков товаров, ходивших по деревням.

 

Чесание льна доверялось только умелым, как правило, пожилым женщинам.

Чесали лен или дома, или в бане. В Заонежье обычно лен часали в бане.

После первого чесания на щетке оставались оборванные волокна — «изгребы», из которых пряли нити для грубого холста – «рядины». После второго чесания на щети оставались «пачесы», предназначенные для простого полотна, шедшего на рубахи, станушки. После третьего чесания со щетины снимали «уточны пачесы». Нить из них использовалась для изготовления нарядных полотенец и тонких полотен приданого. И только то, что оставалось в конце концов в руке, уважительно называлось «лен». Ткань из него была высокого качества и особенно ценилась.

Чесанием льна заканчивалась обработка льняного волокна для прядения или на продажу. Горсть льняных волокон скручивалась в рыхлый моток – «повесьмо». Двадцать «повесьм» составляли «куклу» — крестьянскую меру льна.

 

Подножки: Деталь ткацкого стана

Деревянные пластинки с верёвками, которыми они соединялись с нитками. Их могло быть от 2 до 6 и более, в зависимости от сложности узора готовившейся ткани. Наступая в нужной очередности на подножки, ткачиха приводила в движение нити основы.


Сновальный круг

Сновальный круг (Сновальная рама, сновальный вороб, сновалка) — приспособление для домашнего ткачества, с помощью которого готовили нити для основы.

Сновальный круг состоял из двух четырехугольных рам, перпендикулярно вставленных одна в другую и вращающихся на оси. На конце одной рамы вбивали деревянный колышек. Нить пропускали поочередно над или под колышком, создавая будущий зев основы. На сновальный круг нити шли с вьюхи. Во время снования женщина держала нить в левой руке, а правой вращала сновальный круг. Работая, она должна была следить за тем, чтобы нити ложились спиралью правильными рядами.

Дополнительные сведения:

Ткань, изготовленная на ткацком стане, состоит из продольных нитей, называемых основой, и поперечных, получивших название «уток».

Для работы на ткацком стане, прежде всего, готовили основу будущей ткани. Этот процесс назывался «снование». Наиболее древний способ снования — снование по стене (рис. ). Нити натягивали на колышки, вбитые в стену. Снование по стене — медленная и утомительная работа. В течение нескольких часов ткачиха должна была непрерывно переходить от одного колышка к другому.

Сновальный круг, который появился в начале 20 в., был более совершенным приспособлением для снования. Работа на нем шла в пять раз быстрее, чем при сновании по стене, и была не столь утомительна, так как женщина была избавлена от постоянного хождения вдоль стены.